Этикет Додзё

 Додзё  – это слово имеет буддийское происхождение, оно исходно означало зал для чтения и духовной учебы. Дo означает “путь”, дзё – “место”. Это священное место, и войти туда – значит освятиться самому. В традиционных боевых искусствах Японии это слово используется для обозначения места, где проводят занятия.
Додзё ограничен четырьмя стенами, основная из которых – Камидзa (почетное место) – расположена против входа. На этой стене традиционно находится Сёмен (обычно традиционный символ Пути и Вхождения). Преподаватель (Сенсей – наставник стратегии, буквально - ранее рожденный) располагается у этой стены спиной к ней. Ученики располагаются лицом к наставнику.
Когда вы входите в Додзё, вы входите в другой мир. Он может быть местом, где царит уважение и дух товарищества, но он не может быть также местом, где царит агрессия и недоверие. На тренировке атакуют вас и атакуете вы, повышая свою способность реагировать рефлекторно. Именно традиционный этикет позволяет нам соблюдать при этом безопасность и дисциплину, перенаправлять свои агрессивные реакции и развивать сострадание и уважение.
  Будзютсу и Будо – это не спорт. Это дисциплины, воспитательный процесс для тренировки ума, тела и духа. Настоящей целью является не только техника, а приобретение инструмента для интеллектуального, духовного и физического совершенствования.
Додзё, где занимаются Будзютсу и Будо, не является спортивным залом, это не место для проявления своего эго, это место, где развивается и очищается тело, разум и дух человека. Крайне важным для всего этого процесса обучения является соблюдения уважения, искренности, скромности и создание соответствующей атмосферы, и поскольку Будзютсу и Будо – это воинское искусство, все это крайне важно для безопасности каждого участника.
Для поддержания этой атмосферы необходимо соблюдать следующие правила , которые являются жизненно важными для ваших занятий.
 

Правила Додзё

В Додзё должны строго соблюдаться традиционные правила поведения. Оно является местом, наследующим учение Будзютсу. Каждый ученик обязан честно и искренне следовать этому учению.
Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной атмосферы гармонии и уважения.
Очищение является активной формой благодарности. Каждый ученик обязан поддерживать чистоту в Додзё и очищать свой разум и свое сердце.
Додзё, если нет на это непосредственного разрешения, не должно использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланированных занятий.
Только Сенсей решает, будет он вас обучать или нет. Вы не можете купить технику. Членские взносы обеспечивают вам место для практики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благодарность за получаемую науку.
Относитесь с уважением к Додзё, к тренировочному оборудованию и друг к другу.
Необходимо уважать учение и философию Школы, а также способ, с помощью которого Сенсей передаёт это учение.
Моральной обязанностью каждого ученика является правило никогда намеренно не использовать технику боя во вред другому человеку или для проявления своего эго. Это техника не разрушения, а созидания.
На татами не должно быть столкновений эго. Будзютсу – это не уличная драка. Вы находитесь на татами для того, чтобы преодолеть и очистить свои агрессивные реакции, чтобы воплотить в жизнь дух самурая, открыв свою социальную ответственность.
На татами не должно быть соперничества. Целью Буздюцу и Будо является не борьба с противником и нанесение ему поражения, а борьба со своими собственными агрессивными инстинктами. Сила Будо – в мягкости, связи, согласовании, контроле и скромности.
Высокомерие недопустимо. Все мы должны сознавать пределы своих возможностей.
Физические способности у всех людей разные, так же как и причины, заставившие их заниматься Будзютсу и Будо. К этому следует относиться с уважением. Вы несете ответственность за то, чтобы не наносить никаких повреждений. Вы обязаны защищать своего партнёра по тренировке и себя.
Слушайте инструкции, которые даёт вам Сенсей, и выполняйте все его указания искренне и в полную меру своих сил. Спорам здесь не место.
Все ученики изучают одни и те же принципы. Здесь не должно быть конфликтов между группами или предпочтений той или иной стороны. Все члены Додзё – одна семья, и секрет Будо в гармонии.
Если вы не в состоянии соблюдать эти правила, вы не можете тренироватьсяв этом Додзё.
 

Входя и покидая место занятий в Додзё, поклонись стоя.
Входя на татами или покидая его, всегда совершай поклон в направлении Сёмен (Камидза).
Относитесь с уважением к орудиям тренировки. Ги и Хакама (униформа) должно быть чистым и опрятным. Оружие должно быть в хорошем состоянии и, если оно не используется, находиться на своём месте.
Никогда не пользуйтесь ги или оружием, принадлежащими кому-то другому.
За несколько минут до начала практики вы должны , хорошо разогревшись, сидеть с соблюдением принятых правил на своём месте, находясь в состоянии спокойной медитации. Эти несколько минут предназначены для того, чтобы освободить свой ум от проблем дня и подготовиться к занятиям.
Класс открывается и закрывается с соблюдением установленной церемонии. Важно приходить во время и принимать участие в этой церемонии, но если вы всё же опоздали, вы должны подождать, сидя, согласно установленным правилам, рядом с татами, пока Сенсей не подаст сигнал, разрешающий вам присоединиться к классу. Приблизившись к татами, вы должны поклониться в положении сидя. Самое главное, чтобы при этом вы не помешали занятиям.
Сидеть на татами вы должны в сейдза (установленная правилами сидячая поза). Если у вас травмировано колено, вы можете принять позу со скрещенными ногами, но никогда не сидите с вытянутыми ногами и никогда не опирайтесь о стенку или столб. Вы должны постоянно сохранять субординацию.
Не покидайте татами во время практики, за исключением тех случаев, когда вам нанесена травма или вы заболели.
Во время занятий, когда Сенсей демонстрирует технику, которую вы будете изучать, вы должны спокойно и внимательно следить за ним, сидя в сейдза. После того как демонстрация закончена, вы кланяетесь сэнсэю, потом своему партнёру и только потом приступаете к выполнению техники.
Когда дан сигнал об окончании техники, вы должны немедленно остановиться. Поклонившись своему партнёру, быстро становитесь в ряд с остальными учениками.

Никогда не стойте на татами без дела. Вы должны заниматься практикой или, если это необходимо, сидеть в положенной позе, ожидая своей очереди.
Если по какой-то причине абсолютно необходимо задать вопрос сэнсэю, подойдите к нему (никогда не подзывайте его к себе), поклонитесь, выражая своё уважение, и ждите от него подтверждения.
Получая во время занятий личные указания, сидите в сейдза и внимательно следите за сэнсэем. Поклонитесь ему, когда он закончит. Когда он даёт указания кому-то другому, вы должны прекратить практику, чтобы следить за ним. Сидите в положенной позе и поклонитесь ему, когда он закончит.
Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда не спорьте относительно техники.
Вы здесь находитесь для практики. Не навязывайте свои представления другим.
Если вам известно движение, которое сейчас изучается, и вы работаете с кем-то, кто его не знает, не пытайтесь исправлять или давать указания своему партнёру по тренировке.
Сведите разговоры на татами к абсолютному минимуму. Боевые искусства – это опыт, но не дискуссия.
Не слоняйтесь вокруг татами до и после занятий. Это пространство предназначено для учеников, которые хотят тренироваться. Для общения в Додзё есть другие места.
Татами необходимо очищать перед началом занятий и после того, как они окончены. Каждый обязан поддерживать чистоту в Додзё.
Никакая еда, питьё, курение или жевание резинки на татами или рядом с ним на протяжении занятий недопустимы, а также в любое другое время, когда вы находитесь на татами.
Во время занятий на вас не должно быть никаких украшений.
Никогда не пейте алкогольных напитков, когда на вас надето Ги для занятий.
Вы можете прийти в любое время посмотреть, как проходят занятия, но при этом вы должны соблюдать следующие правила :
• Сидеть нужно в почтительной позе, не полулёжа и не взгромождая ноги на мебель.
• Запрещается есть, пить или курить, пока проходят занятия.
• Запрещается говорить с кем бы то ни было, если он находится на татами.
• Нельзя разговаривать и слоняться вокруг, когда Сенсей демонстрирует технику или даёт пояснения, а также при открытии и закрытии занятия.
• Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите старшего ученика.
Хотя создаётся впечатление, что нужно запомнить слишком много правил этикета, в процессе тренировок это происходит само собой. Не стоит обижаться, если вас исправят, потому что соблюдение каждого правила этикета важно для вашей безопасности и для приобретения опыта.
  Боевые искусства – это не религия, это воспитание и совершенствование духа. Вам не будут предлагать примкнуть к какой-нибудь религиозной доктрине, от вас только потребуют духовной открытости. Когда мы кланяемся, это не значит, что мы соблюдаем какие-то религиозные  правила, это знак уважения к духу Универсального Созидающего Разума, который внутри нас.
Если вы не в состоянии соблюдать эти правила, вы не можете изучать Будо в этом Додзё !
Церемония открытия и закрытия каждого занятия  – это предусмотренный этикетом поклон Сёмен, за которым следует четыре (два) хлопка руками, потом ещё один поклон и обмен поклонами между инструктором и учениками. Поклоны, предназначенные Сёмен, символизируют уважение к духу и принципам Будо. Хлопки символизируют единство- Мусуби. Сначала вы посылаете вибрации в духовный мир, затем воспринимаете отзвук этих вибраций и соединяете ваш дух с Универсальным Сознанием. Вибрации которые вы посылаете, и эхо, которое вы принимаете, диктуются вашими собственными духовными убеждениями и отношением.
Ритуал Додзё прост, но следовать ему надо неукоснительно. Это знак уважения к привилегированному месту, где постигают Путь.
Ученики по команде “Киритсу” выстраиваются в соответствии с уровнем мастерства по степени уменьшения уровня мастерства, начиная с фланга, если стоять лицом к шеренге, сохраняя равное расстояние между товарищами слева и справа. В зависимости от размеров зала может возникнуть необходимость в дополнительных шеренгах.
Команда “Сейдза” дается инструктором и ученики садятся на колени в традиционную позу: спина прямая, ладони на передней части бедра, голова смотрит прямо вперед.
Команда “Мокусо” (медитация) ученики закрывают глаза и стараются остановить свои мысли и внимание.
После 1-2 минуты медитации подается команда “Мокусо Ямэ” (конец медитации) и ученики открывают глаза.
Инструктор разворачивается лицом к Камидза, все делают поклон в сторону Сёмен и после этого все одновременно выполняют ритуальные хлопки.
После этого инструктор обратно разворачивается лицом к ученикам, по команде “Гаеси масс"  или "Отогани рей” поклон всех присутствующих, приветствуем друг друга и приглашаем к совместной работе.
Инструктор встает первым и дает команду ученикам “Киритсу” (встать) и начинает тренировку.

Церемония окончания занятия
По команде “Киритсу” выстраиваются четко по своим местам, как указано выше.
Команда “Сейдза” дается инструктором и ученики садятся на колени в традиционную позу: спина прямая, ладони на передней части бедра, голова смотрит прямо вперед.
Команда “Мокусо” (медитация) ученики закрывают глаза и стараются остановить свои мысли и внимание.
После 1-2 минуты медитации подается команда “Мокусо Яме” (конец медитации) и ученики открывают глаза.
Инструктор разворачивается лицом к Камидза, все делают поклон в сторону Сёмен и все одновременно выполняют 4 (2) хлопка.
После этого инструктор обратно разворачивается лицом к ученикам, по команде “Домо аригато годзаимасс” поклон всех присутствующих, этим мы благодарим друг друга за совместную работу.
Инструктор встает первым и дает команду ученикам “Киритсу” (встать).После этого ученики кланяются и произносят “Оссу”!