04.06.2011

Фрагмент из новой книги

"Мае куби дори". Захват поясом шеи спереди.

 

Уке атакует ударом "ой цуки" правой рукой. Тори в позиции "сидзен но камаэ", пояс в двух руках foto1128

 

Тори выполняет уклон "кайсин" и наносит встречный  удар в подбородок уке кулаком правой руки  foto1129

 

Тори накидывает пояс на шею уке ударом пояса по затылку foto1130

 

Удар - захват поясом шеи уке. Удар поясом по затылку может травмировать шейный отдел позвоночника. При отработке этого приёма в зале - следует быть осторожным.  

 

Тори растягивает оба конца поясаfoto113

2

 

Короткий конец пояса должен быть в правой руке тори под подбородком уке, длинный конец в левой руке. foto1133

04.06.2011

Главы из книги "Искусство поражения уязвимых точек"

Искусство точечных ударов.

 «Иккен Хисацу»- одним ударом наповал! Что может быть  эффективней, чем поразить противника одним единственным ударом и прекратить бой! Этот лозунг присутствует во многих школах боевых искусств и является тем идеалом, достичь которого мечтает каждый занимающийся боевыми искусствами. Еще более утонченным искусством, является техника поражения  уязвимых точек человеческого тела. Точное попадание  в сонную артерию и противник теряет сознание. Ущемление нервного окончания и противник с криком отпускает захват. Замечательно, не правда ли? Чтобы достичь таких результатов, необходимо в совершенстве владеть техникой точечного воздействия. Техника воздействия на болевые точки и нервные окончания является не только разделом, дополняющим  то или  иное боевое искусство, но может с успехом применяться для самообороны  как отдельный вид  самозащиты.

На страницах этой книги, я предложу вам основы искусства точечных воздействий. Дальнейшее совершенствование этой техники, под руководством опытного наставника, позволит вам успешно применять эти приёмы для самообороны.

 

История

Способы воздействия на точки человеческого тела изучались и систематизировались многими поколениями мастеров боевых искусств. Наверное, еще первобытный человек уже имел представления об уязвимых местах человеческого тела и животных. Первые сохранившиеся  упоминания об использовании точек человеческого тела для лечения иглоукалыванием появились в Китае примерно в 220 году до н. э. Без сомнения, эти знания использовались и для боевого применения. С развитием боевых искусств совершенствовались и знания об уязвимых точках человеческого тела. Восточная традиция сохранять и преумножать такие знания, позволила мастерам боевых искусств Китая, Кореи, Японии и др. довести до совершенства искусство поражения уязвимых точек.

Китайские системы воздействия на точки развивались по различным направлениям, в зависимости от специфики той или иной школы боевых искусств. Одни школы делали упор на использовании точек как вспомогательного оружия при проведении захватов и бросков. Другие школы специализировались на использовании «энергетических» точек, позволяющих воздействовать на противника не сразу, а по прошествии некоторого времени. По характеру воздействия различали следующие способы:

- точки вызывающие острую боль;

- точки вызывающие нервное потрясение;

-точки вызывающие помутнение сознания, тошноту и рвоту;

-точки вызывающие паралич тела и конечностей;

-точки приводящие к мгновенной смерти

-точки воздействие на которые, приводили к перелому костей, разрыву мышц и сухожилий

-точки удушения;

-точки травмирующие вены и артерии;

-точки энергетического воздействия, перекрывающие каналы циркуляции жизненной энергии.

Существовало множество Китайских школ боевых искусств «внешних» и «внутренних» стилей, применяющих точечное воздействие. Наиболее известные из них это: Шаолиньцуань, Тайдзицуань, Цинна и др.

Одна из существующих ныне и наиболее известных, китайских система поражения нервных центров носит название Дим Мак и представляет собой многоступенчатую систему подготовки, состоящую из разделов Дим Чинг, Дим Сюэ и Дим Мак. Уровень «Дим Чинг» позволяет адепту системы успешно обороняться. Уровень Дим Сюэ позволяет нанести противнику смертельные ранения. Уровень Дим Мак является венцом системы и включает способы  воздействия «отсроченной смерти». Последний уровень предполагает воздействие на энергетическом уровне и требует от мастера высочайшего уровня владения своим телом и сознанием. Китайские мастера считают, что обучить высшему уровню кого-либо невозможно т.к. овладение мастерством связано с глубокими личностными изменениями и переживаниями и достигается путем самостоятельного совершенствования.

Японские системы воздействия на точки (боевые и лечебные), носят общее название Кюсё дзютсу.  Непосредственно техника смертельных воздействий носит название саппо. По мнению некоторых специалистов, одной из первых школ дзю-дзютсу, специализирующихся на точечных ударах пальцами являлась школа «Гёкко рю». Так же, одной из первых школ, разработавших систему точечных ударов, является школа Йошин рю дзю-дзютсу. Один из авторитетных  мастеров  Йошин рю дзю-дзютсу, Соке  Акиёши Ясумото постоянно подчеркивает на своих занятиях, важность применения уязвимых точек. Одной из часто применяемых техник Мотоха Йошин рю, является поражение точки «дзинчу», располагаемой в носогубной складке.

Наиболее известные пособия по искусству поражения уязвимых точек, были изданы в 19 веке мастерами дзю-дзютсу и других боевых искусств. Эти издания содержали описания и рисунки приёмов ударного воздействия на биологически активные зоны и точки.

Например, работы мастера Тенсин Синьё Рю дзю-дзютсу Инокути Мацоносукэ « Дзю- дзютсу кэн бо дзукай хикецу»-«Иллюстрированное разъяснение секретов дзю-дзютсу, фехтования мечом и палкой» (1890 год). «Будо дзукай хикецу» - «Иллюстрированное разъяснение секретов боевого искусства». Основная часть этих книг была заимствована из древнего трактата школы «Тенсин Синъе хито-но маки Рю».

Многие издания основывались на медицинских опытах того времени. В 1896 году мастером Инокути Мацуносукэ была выпущено книга, в которой были описаны физиологические воздействия на уязвимые точки в соответствии с принципами западной медицины: «Сикацу дзидзай сэккоцу рехо. Дзю-дзютсу сэйрисе дзен» - Полный курс физиологии искусства дзю-дзютсу. Методы убийства, реанимации и лечения переломов и вывихов».

Большую работу по систематизации и описанию воздействия на уязвимые точки проводили в школе дзюдо Кодокан. Статьи в журнале «Дзюдо» мастера 7 дана, профессора медицины Ямада Ко, подробно описывают методы ударного воздействия на некоторые точки человеческого тела.

Известны и описаны практические опыты по нанесению реальных ударов. Такие опыты проводил мастер 6 дана дзюдо А. Такааки. Результаты этих опытов были опубликованы в информационном бюллетене «Кодокан дзюдо кагаку кэнкюкай кие».

Особый интерес представляет старинный Окинавский трактат «Бубиси», в котором наряду с техникой кулачного боя, даны подробные описания способов воздействия на уязвимые точки и техника «Касания отсроченной смерти».

В статье 17 этого трактата (в переводе А. Горбылева) описываются семь точек, удары по которым могут привести к смерти. Это: «Венечный шов», затылок, углубления за ушами, надгрудная ямка, концы плавающих рёбер, область сердца, гениталии (яички).

Статья 21 трактата Бубиси, описывает местоположения точек «Отсроченной смерти» с указанием времени, при котором эти точки активны и процессы, при которых возникает летальный исход.

Анализируя старинные трактаты, результаты опубликованных экспериментови личный опыт, можно сделать следующие выводы:

Некоторые виды ударов по уязвимым точкам, приводят к мгновенной смерти в результате повреждения жизненно важных органов;

Многие удары вызывают потерю сознания, шок, серьезные травмы и увечья;

Существуют удары, результат от которых наступает не сразу, а по прошествии нескольких часов  дней или месяцев. Например, повреждение внутренних органов, вен  и артерий может через  некоторое время привести к аневризме, воспалению или кровоизлиянию в результате которых человек может умереть или тяжело заболеть.

Количество используемых точек варьируется от школы к школе. Наиболее употребительными являются 36  точек. Общее количество используемых точек составляет немногим больше 100.

Эффективность поражения уязвимых точек и зон  зависит от многих условий:   от плотности одежды, размера и веса противника, от силы воздействия и т.д. Всё эти факторы, требуют высокого уровня подготовки и многолетней практики. Тем не менее, овладения техникой точечных ударов даже на начальном уровне, позволит эффективно защищаться от противника превосходящего вас в силе и весе. Постоянная тренировка под руководством опытного наставника позволит вам, рано или поздно, овладеть техникой точечного воздействия на высоком уровне.

Для нанесения точеных ударов используют выставленные фаланги пальцев, концы пальцев, колени, локти.

Для усиления ударов по точкам можно использовать подручные предметы. Для иллюстрации использования подручных предметов, я использовал ладонную палочку. Этот вид  оружия используется во многих школах боевых искусств под разными названиями (кобо, явара, куботан и т.д.). Освоив базовые принципы использования ладонной палочки, вы сможете применять для самообороны  ключи от машины или квартиры, карандаш, авторучку, зонтик и любой другой аналогичный предмет.

02.06.2011

Главы из книги. Стратегия боевых искусств

 Стратегия.

 Еще в древности великие стратеги вывели формулу победы:

Настоящий полководец сначала выигрывает сражение, а потом вступает в него. Плохой полководец вступает в сражение и потом пытается в нем победить.

Работа в службе безопасности научила меня на практике использовать тактику и стратегию боя. Эти знания легли в основу обучения  правил ведения поединка в условиях города.

В отличие от спортивного поединка, ограниченного рамками правил,  бой на улице менее предсказуем и зависит от множества причин не связанных напрямую с технической и физической подготовкой бойцов. На исход уличного столкновения будут влиять такие факторы, как место возникновения конфликта, погодные условия, время суток, количество нападающих, наличие и характер оружия, и многое другое. Для обеспечения успешного выхода из уличного столкновения, кроме умения технически правильно применять приёмы, необходимо  использовать различные тактические и стратегические способы ведения  поединка.

                                                                

 Выбор позиции.

 

Старайтесь максимально использовать окружающую обстановку:

  •  занимайте положение, так, чтобы солнце (днем) или искусственное освещение (ночью)   светило в лицо противнику;
  •  используйте рельефы местности, заставьте противника перемещаться по неровной  
  • поверхности загроможденной  предметами;
  •  если нападающих несколько - маневрируйте так, что бы они мешали друг другу, расправляясь с каждым по очереди

 

Разведка.

Долгие занятия тем или иным  видом боевых искусств, накладывают трудно скрываемый отпечаток на человека. По характерной стойке, положению рук, наличию тех или иных признаков, иногда  возможно определить  боевое искусство, которым владеет ваш противник. Сломанный нос выдает боксера,  борцов  «Греко-Римской» и «Вольной» борьбы можно вычислить по характерной форме ушей,  поклонников  тяжелых мешков и макивары, можно определить по утолщениям на последних фалангах указательного и среднего пальцев.  Эти признаки могут помочь опытному бойцу  определить принадлежность противника к той или иной школе боевых искусств и  выбрать правильную стратегию и тактику поединка.

 

Стратегия обмана.

 

Опытный боец создает ситуацию, провоцирующую противника к выполнению нужной атаки. Мастер, демонстрируя брешь в своей защите, или создаёт иллюзию такой бреши, вызывая ответную реакцию, приводящую противника в ловушку. Это искусство в «искусстве». Противник должен быть уверен на 100 процентов, что ваша ошибка настоящая.

 Правильно оценив навыки противника, вы можете заставить его действовать в рамках привычных для него действий. Например, если вы, во время боя, схватите борца, то большая вероятность, что он тут же перейдет к борьбе, прекратив наносить удары, т.к. навыки борьбы у него доведены до состояния рефлекса.  Таким образом, можно добиться от противника нужного для вас действия и реализовать свой тактический замысел. Другой способ заключается в следующем: вы демонстрируете противнику несколько однотипных атак, маскируя свой «коронный удар». После нескольких одинаковых атак, к которым противник «привык» вы наносите свой коронный удар. Следующий способ обмана противника очень простой и в тоже время сложен:

- хочешь ударить рукой - ударь сначала ногой;

- хочешь ударить справа - ударь сначала слева;

- хочешь ударить сверху – покажи удар снизу.

Их этих простых способов может развиться многоходовая комбинация, но не увлекайтесь,  в отличие от шахмат, ваше поражение может стоить вам жизни. Иногда бывает достаточно и одного точного удара нанесенного мощно и решительно.

 

Стратегия «малых» побед.

Если вы уступаете противнику в скорости и силе и не имеете возможности одержать быструю победу, заставьте противника потерять свои преимущества. Перейдите в жесткую оборону. Если бой без оружия - подставляйте под удары локти и колени. Атакуйте его руки и ноги - небольшие травмы, накапливаясь, заставят его снизить скорость атак.

Оставаясь расслабленными, имитируйте серии атак, заставляя его быть в постоянном напряжении. Эта стратегия поможет вам, сохраняя свои силы, заставить противника потерять свои.

Стратегия жертвования.

 

Вы жертвуете «малым», чтобы выиграть в «большом». Суть этой стратегии заключается в том, что вы позволяете противнику нанести себе незначительную рану, для того, что бы иметь возможность одержать победу.

 Мы знаем много случаев, когда во время военных действий, люди жертвовали своей жизнью ради спасения многих своих товарищей или для выполнения важного задания. Это стратегия крупных военных действий. Так же, при поединке один на один, вы жертвуете частью тела, для того чтобы иметь возможность поразить противника насмерть.

Существует еще много стратегических способов и уловок в искусстве ведения боя. Вы сможете самостоятельно разработать для себя несколько шаблонов поведения для различных ситуаций, использую вышеперечисленные методы.  

02.06.2011

Главы из новой книги

 Для чего люди занимаются боевыми искусствами в 21 веке? Современное общество давно изобрело и освоило невероятное количество технических средств и оружия для уничтожения себе подобных, гораздо более совершенных, чем копья, мечи, луки и стрелы. Даже мелкокалиберный  пистолет сможет остановить "супер мастера" боевых искусств. Тем не менее, интерес к школам традиционных боевых искусств не ослабевает. Люди ищут в боевых искусствах способа самосовершенствования.  Занятия боевыми искусствами дает физическое развитие: силу, скорость, гибкость, реакцию и т.д. Совершенствуются  внутренние качества: уверенности, смелости, упорства в достижении цели. Занятия спортом кроме физического развития, дают возможность реализовать себя в жизни, в обществе. Особенно это актуально, для подростков из малообеспеченных семей, не имеющих возможности  получить хорошее образование и высокооплачиваемую работу. Профессиональный спорт дает возможность таким ребятам занять достойное место в жизни.

 Несомненно, что первым мотивом, побуждающим заниматься боевыми искусствами, является желание стать сильным и ловким, уметь постоять за себя и близких. В подростковом возрасте, очень часто происходят конфликты со сверстниками, перерастающие в выяснения отношений при помощи силы. Нередко бывают и массовые столкновения между различными группировками подростков (спортивные фанаты, криминальные группы). Умение драться становится одним из факторов влияющим на положение в группе. Борьба, бокс были всегда популярны среди молодёжи. Относительно небольшой технический арсенал, хорошая физическая подготовка, привлекают молодых людей, желающих быстро научиться драться.  Освоив небольшой арсенал техники, некоторые на этом заканчиваю свои занятия. Другие становятся профессиональными спортсменами и посвящают свою жизнь и здоровье погоне за победами и медалями. Восточные боевые искусства, появившиеся  в Cоветском Cоюзе в шестидесятые годы прошлого века, сильно изменили отношение к единоборствам и его месту в жизни.

Традиционные боевые искусства привнесли в спорт  восточное мировоззрение, восточную культуру, заключающееся в уважении к учителю, товарищам, к спортивному залу. Ни в одном традиционном додзё (зал для занятий боевыми искусствами), вы не увидите грязь и мусор, не услышите бранных слов и пренебрежение к окружающим. Восточные боевые искусства отличаются от современного спорта, глубоким многолетним изучением базовой техники, развитием специальных навыков, необходимых для ведения реального боя, не ограниченного правилами спортивного поединка. Традиционные боевые искусства нацелены не только на развитие физических навыков, но и на развитие интеллекта. Поэзия, каллиграфия, являлась обычным занятием для мастера боевых искусств и средневекового воина.

Занятия боевыми искусствами дисциплинирует человека. Знание о хрупкости и уязвимости человеческого тела, делают адепта боевых искусств более гуманным и внимательным к окружающим. Уверенный в своих силах человек никогда не будет проявлять агрессию и насилие, без веских на то причин. Принцип освоения приёмов, основанный на гибкости и податливости грубой силе, формируют мировоззрение сильного и миролюбивого человека. «Дзю ёку  го о сей суру»- мягкость и уступчивость победит силу и зло. Эта японская поговорка является сущностью боевых искусств. Глубокое понимание человеческой натуры во взаимодействии с окружающим миром, ставят занятия боевыми искусствами в один ряд с философскими учениями, призванными изменить человека в лучшую сторону.

 Боевое искусство  как зеркало отражает нашу жизнь. В повседневной жизни мы используем те же принципы, что и в боевых искусствах. Не всегда идя напролом, мы достигаем успеха. Умелое сочетание гибкости и твердости, умение избегать конфликтов, не применяя силу, приносят больше пользы, чем грубое и неразумное действие. Мастер боя - мастер жизни, этот принцип лежит в основе взаимодействия боевого искусства и окружающего мира. Может поэтому, древние искусства продолжают  привлекать к себе миллионы людей?

Традиционное японское боевое искусство джиу-джитсу (дзю-дзютсу) создавалась для ведения  реального боя, без правил и ограничений спортивного поединка. Современные школы смещают акцент в обучении к возможности использовать технику на различных соревнованиях, изменяют и приспосабливают джиу-джитсу для использования в полиции, для самообороны.  Несмотря на неизбежные изменения, основные принципы, продолжают быть основой обучения, как традиционных, так и современных школ джиу-джитсу.

Фундаментом подготовки бойца является физически развитое тело, закаленная воля и трезвый разум. Каким бы смелым и умным не был боец, слабо подготовленное тело не сможет выполнить сложные движения защиты и нападения. И напротив, физически сильный человек без воли и разума не сможет правильно использовать свою силу.

Тренировка тела состоит  из упражнений, развивающих силу, скорость, гибкость, координацию, стойкость к болевым и ударным воздействиям и др. навыки, необходимые для выполнения приёмов и ведения боя. В процессе отработки технических действий боец учиться терпеть боль, усталость, психологические воздействия,  что укрепляет его волю и характер. Знания техники, тактики и стратегии поединка, позволят бойцу рационально использовать свою силу и знания.

Правильное распределение энергетических потоков, использование  физической и психической энергии противника, знание биомеханики, дают умение выполнять приёмы без использования большой физической силы.

Мы часто видим, как мастера боевых искусств, будучи уже в преклонном возрасте, с легкостью повергают более сильных и молодых противников. Залог такого искусства в знаниях, а не  в физической силе. Приёмы джиу-джитсу в исполнении мастера со стороны выглядят естественными и гармоничными. Что бы достичь этой гармонии,  необходимо на начальном этапе освоения джиу-джитсу, подготовить тело, выработать естественность движений на уровне рефлексов. Это достигается обычными и специальными упражнениями, призванными укрепить ваши мышцы, кости и сухожилия.